как не нужно играть на фортепиано

  

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования 

"Бардымская

детская школа искусств 

                                                                                                                 

      

как не нужно играть на фортепиано

 

 

Для преподавателей  «Полезные советы».

Как не нужно играть на фортепиано

Мы продолжаем серию публикаций в рубрике «Полезные советы». Однако все знают, как скучны бывают нравоучения! Поэтому редакция решила обратиться к преподавателям фортепианного отдела за вредными советами. Надеясь, что вы их с интересом прочтете – и… сделаете наоборот! Увы, педагоги не особенно вредничали (не умея преодолеть врожденные добродетели) и старались сделать акцент всё-таки на полезных рекомендациях. Ну, а мы уповаем на то, что читателям будет всяко небезынтересно... Играть нужно ушами! Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов школы. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!». Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре… Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов: Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки (Н. Перельман) Играть быстро легче, чем играть медленно (В. А. Моцарт) Пой, когда играешь (Тосканини) Паузы между нотами – вот где обитает искусство! (А. Шнабель) Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах (Н. Перельман) Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи. Тише едешь – глубже будешь! Ирина Алексеевна Сивакова, прежде чем выразить определенно свою мысль, отвлекла нас, казалось бы, от вредных советов совсем в другую сторону. Однако если вы прочтете её интересную историческую справку – поймете, что речь идет далеко не о количестве децибелов на одну клавишу! Итак, мнение И. А. Сиваковой: Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее». Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика». Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003): Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков: при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха; piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам; forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти; fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры. Уловили мысль? Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально! Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно и т.д. Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980). Нельзя!!! Евгения Васильевна Лозовская – педагог с большим стажем. Она постаралась точно и без экивоков ответить на поставленный редакцией вопрос – чего нельзя делать за фортепиано? Нельзя играть на расстроенном инструменте. Это будет мешать внутреннему интонированию, без которого осознанного исполнения достичь невозможно. Нельзя играть скованно! Необходимо сочетать активность пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Следует также развивать независимость движений пальцев друг от друга (только не по методу Р. Шумана! – примеч. ред.) Нельзя играть механически-остраненно, думая о посторонних вещах. Пальцы – мост между клавиатурой и душой! Не считайте рояль неодушествленным предметом! Не расставайтесь с ним больше, чем на 8 часов. Чем больше вы будете уделять ему внимания, тем скорее приобретете в его лице друга, который вас никогда не предаст. Нельзя играть грубым, стучащим звуком, прикасаться к клавишам нужно осмысленно. Нельзя, чтобы пальцы по время исполнения опережали мысли. Нельзя сидеть за инструментом, поджав ноги. Отсутствие опоры лишает вас доверительного контакта с инструментом. Не жуйте жвачку во время игры! (Без комментариев – примеч. ред.) Не забывайте ваш прежний репертуар – в этом случае ваше представление об инструменте будет постепенно становиться всё более объемным. Не старайтесь обогнать здравый смысл! Не играйте произведения в завышенных темпах – беглостью сейчас никого не удивишь, а вот замыслу композитора можно нанести урон. Чем внимательнее вы к деталям (не упуская из поля зрения целостность музыкальной формы) – тем больше оттенков смысла вы обнаружите. Нежные советы Даниил Львович Дворцов сосредоточился, вопреки нашему заказу, все-таки на полезных рекомендациях. Он считает, что: По приходе домой после урока нужно непременно закрепить пройденное в классе, пока впечатления от занятия с педагогом еще свежи в памяти. Ученикам школ заниматься на фортепиано нужно не более трёх часов в день, с обязательным перерывом (у студентов консерваторий психика крепче: они три часа только разыгрываются, и лишь потом приступают к занятиям, забросив на несколько лет все остальные дела – примеч. ред.). Нельзя играть на рояле, одновременно занимаясь еще чем-либо – даже, если ваши руки умело справляются со своей задачей. Неосмысленная игра приносит непоправимый вред вашему профессиональному здоровью! Лучше всего заниматься не сразу после приема пищи – состояние блаженного удовлетворения не позволит достичь полной сосредоточенности. Не следует играть и на пустой желудок, так и это состояние мало способствует концентрации мысли. (Лучше всего играть вместо еды! – примеч. ред.) Играть на рояле полезно в разное время суток, так как восприятие меняется в зависимости от состояния человека. Но и тут непременно условие – осмысленность занятий. (Заодно приучите к высокому искусству соседей по коммуналке! – примеч. ред.) Очень полезно заниматься в темноте или при слабом освещении (если, конечно, вы играете наизусть). Это обостряет тактильную функцию исполнительского аппарата. Категорически противопоказано заниматься при температуре организма выше 37 градусов! В случае такого недомогания могут заболеть руки от перенапряжения, так как силы организма направлены не на поддержку мышечного и умственного тонуса, а на борьбу с болезнью. Не бойтесь трудностей! И, наконец, краткое, но полезное резюме от заведующего фортепианным отделом школы Ирины Артемьевны Касабовой. Всем, кто собирается учиться игре на фортепиано (равно как и на любом другом инструменте), нужно иметь в виду, что занятия потребуют настойчивости, преодоления множества трудностей и внимания. Одно из важнейших пожеланий ученикам, уже начавшим учебу: научиться контролировать полную свободу рук и плечевого корпуса (от самых лопаток). Такая мышечная свобода должна стать одной из главных привычек, поскольку в процессе игры в руках возникает напряжение, моменты зажатости – нужно уметь «сбрасывать», преодолевать их, чтобы в процессе игры не накапливалась усталость. Параллельно обучению в фортепианном классе нельзя забывать о нотной грамоте, сольфеджио, чтении книг, посещении концертов и театров, то есть о комплексном творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии. Без личности не бывает настоящей музыки! © С. Привалов, Л. Криштоп, Е. Лозовская, Д. Дворцов, И. Касабова. 2006

 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»