Роль домашнего задания в учебном процессе ДШИ и ДМШ

  

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования 

"Бардымская

детская школа искусств 

                                                                                                                 

      

Роль домашнего задания в учебном процессе ДШИ и ДМШ

 

 

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Кафедра теории и истории музыки

 

 

Роль домашнего задания

в учебном процессе ДШИ

Итоговая квалификационная работа

по программе профессиональной переподготовки

«Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин»

 

 

                                                                                       Выполнила преподаватель:

                                                                                       МБУ ДО «БДШИ»

                                                                                       Иманаева А.Р.                                                                       

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                       доцент  ФГБОУ ВО ПГИК                                                                                                                                              Баталина-Коренева Е.В.

                                                                                       допущено к защите:

                                                                                       ________________

                                                                                       Зав.кафедрой

 

 

г. Пермь,2018

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.

Сущность и методика организации домашней работы в ДШИ…………..6

1.1. Сущность и задачи домашней работы……………………………………...6

1.2.Содержание и требования к организации выполнения

домашних заданий………………………………………………………………..8

1.3.Дидактические функции домашней работы……………………………….11

 

Глава 2

Специфика и значение домашних заданий  в учебном процессе ДШИ…13

2.1. Классификация типов и видов домашних заданий ………………………13

2.2.Систематизация форм домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам в детской школе искусств…………………………...…………..18

2.3. Исследование роли домашних заданий в учебном процессе Бардымской ДШИ……………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 


Введение

 

В связи с введением в образовательный процесс детских школ искусств нового государственного образовательного стандарта федеральных  государственных требований к предпрофессиональным общеобразовательным программам задача организации самостоятельной работы учащихся вышла на первый план.В процессе обучения ученик овладевает не только знаниями и умениями, но и тем, как самостоятельно без помощи учителя думать и творить, самому находить ответы на вопросы, решения и  успешно усваивать новые знания.

Опыт работы педагогов-практиков и исследования видных ученых в области педагогики и психологии показывают эффективность самостоятельной работы в развитии способностей, творческого потенциала учащихся, формирования таких качеств как: ответственность, самостоятельность,  прилежность.

Однако, на сегодняшний день вопрос о необходимости домашнего задания в учебном процессе остается одним из ведущих в методологии образования. Существует два полярных мнения «за» и «против» домашних заданий. Некоторые педагоги, да и родители считают подобную работу не нужной, приносящей больше вреда, чем пользы. По их мнению  «…домашние занятия порождают для ребенка череду стрессовых ситуаций…». Того же мнения и некоторые ученые. Они признают, «…что задания провоцируют усталость, потерю интереса к школьной программе и стресс».[1] Но большинство педагогов придерживаются мнения о положительной роли домашней работы в учебном процессе. Еще Н.ККрупская отмечала: « […] Работа на дому может и должна выравнивать уровень знаний и навыков у ребят и тем повышать эффективность работы школы…» [11,с.511-515]. Ведь самостоятельно думать, действовать, принимать важные решения, можно научиться только при правильной организации  и только при выполнении учащимися домашнего задания. Советский педагог И.П.Подласый в своем учебном пособии для вузов «100 вопросов - 100 ответов»  относит домашнюю самостоятельную работу учащихся к основным и стабильным видам внешкольных занятий. Автор замечает, что «В последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли  и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как … шаг к перестройке учебной работы… Однако … доказательств бесполезности домашних заданий нет. …многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания … не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. … умело руководить этой работой … обязан педагог. … тщательно диагностировать,  прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку».  [12,с.236].

Для педагога важно, чтобы домашние задания, которые он задает своим ученикам, систематически выполнялись. Для этого необходимо совершенствовать организацию домашней работы.

Объект исследования: домашняя работа обучающихся - как часть учебной деятельности.

Предмет исследования: значение и функции домашнего задания в учебном процессе в ДШИ

Целью работы стала попытка раскрыть сущность домашней работы по музыкально-теоретическим дисциплинам в ДШИ и ее влияние на учебную деятельность учащихся.

Проанализировав методическую литературу по данной проблеме, в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы домашней работы как формы организации самостоятельной учебной деятельности;

- сформулировать дидактические функции домашних заданий;

-привести различные классификации видов и типов домашних заданий;

- на основе опыта работы систематизировать формы домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам в детской школе искусств;

-смоделировать различные типы домашних заданий для предмета «Музыкальная литература»;

- провести исследование роли домашнего задания в эффективности обучения в ДШИ.

Для решения этих задач были выбраны следующие методы исследования:

- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

- обобщение опыта работы;

- анкетирование учителей, родителей и учащихся Бардымской  ДШИ.

Гипотеза: применение различных форм, видов домашнего задания в обучении музыкальной литературе влияют на успешность ее освоения, формируют интерес и положительную мотивацию  к  учебе.

Практическое значение работы заключается в систематизации теоретического материала по организации домашней работы обучающихся в ДШИ.

Работа состоит из введения, двух глав и  заключения

 

Глава 1.

Методика организации домашней работы в ДШИ

1.1. Сущность и задачи домашней работы.

Понятие «домашняя учебная работа» в словаре рассматривается как самостоятельное выполнение учащимся задания вне класса без руководителя, но под его опосредованным влиянием.   На протяжении многих лет ведутся споры о необходимости домашнего задания в учебном процессе. Сегодня в современных условиях развития общества наблюдается перегруженность детей в обучении и нехватка времени на выполнение домашней  работы. А также, отсутствие мотивов и потребностей к изучаемым предметам и снижение активной деятельности  в не учебное время.

Между тем, существует множество мнений и утверждений в пользу и значимость домашней работы в учебном процессе. Российский педагог И.П.Подласый отмечает, что домашняя работаэто «составная часть процесса обучения...»[13,с.390] Советский педагог К.Ушинский относит домашнюю работу к одной из основных форм самостоятельной работы. По его мнению: «Без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно». В современной психолого-педагогической литературе существуют разные объяснения сущности самостоятельной работы. В своей научной статье «Народное образование.Педагогика» Исакова Т.В. приводит в качестве определения сущности самостоятельной работы следующее утверждение Зимней И.А.: «…организация учебной деятельности включает наряду с аудиторной – домашнюю, внеаудиторную и собственно самостоятельную работу учащегося над различными учебными предметами… Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность,… самоорганизованность,  …, самоконтроль и другие  личностные  качества человека».[14,с.61]

Принято считать, что полученные на уроке знания или информация забываются впервые часы. Для того чтобы избежать забывания пройденного на уроке материала, его необходимо повторять. Важную роль в этом процессе и призвано сыграть самостоятельное выполнение учащимися домашней работы, направленное  на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков. В связи с этим, И.П.Подласый выделяет главную цель домашней работы: «…расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности»[13,с.390].

Выполнение домашней работы решает следующие  образовательные, воспитательные, и обучающие  задачи:

- закрепление и углубление пройденного материала;

- подготовка  к восприятию нового материала;

- формирование навыков самостоятельной работы во внеурочное время:  самостоятельный  поиск информации, ответов и решений, материала из дополнительных источников;

- умение самостоятельно рассуждать и анализировать;

- умение организовать себя, свое время и место для выполнения заданий, соблюдение режима работы и контроль над  выполнением того, что сделано;

- развитие творческого  подхода к выполнению домашней работы;

- повышение результативности,  интереса к уроку и к предмету в целом.

Решению данных задач способствует тщательная организация и систематический контроль над выполнением домашней учебной работы.

Таким образом, домашняя работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. С одной стороны она продолжает урок, но уже в домашних условиях, с другой стороны – является подготовкой к восприятию  нового урока. И от того, как правильно будет организован процесс выполнения домашней работы, зависит  успешность последующего урока, а также успешность самого ученика и учебного процесса в целом. Н.Крупская в работе «Методика задавания уроков на дом» пишет: « […].  Работа на дому может и должна выравнивать уровень знаний и навыков у ребят и тем повышать эффективность работы школы…» [11,с.511-515]

 

1.2.Содержание и требования к организации выполнения

домашних заданий.

Содержание самостоятельной работы формируется в соответствии с требованиями, установленными учебными программами, а также с учетом интересов и уровня развития учащихся. Еще Надежда Крупская в своем труде призывала  «…более сильным ученикам давать задания, которые не уводили бы их вперед, а лишь углубляли  его знания …»[11,с.511-515]

Содержание домашнего задания включает в себя:

а) выполнение заданий направленных на закрепление, полученных на уроке знаний и навыков: работа над текстом учебника – прочитать, ответить на вопросы, придумать новые собственные вопросы, составить план рассказа по пройденной теме, выделить ключевые моменты и подготовить их к пересказу, выучить термины и их значения;

б)подготовка к восприятию нового материала. Предполагает самостоятельное изучение нового материала с применением методов анализа, обобщения, сравнения: ответить на вопросы, подготовить рассказ по предложенному плану, подобрать дополнительный материал, какие-либо факты по новой теме и подготовить небольшое сообщение;

в) усвоение и применение полученных знаний на практике: составление схем, к примеру, сонатной формы, динамического развития пьесы, какого-либо фрагмента или части музыкального произведения, таблиц «Танцы», «Музыкальные жанры», «Инструменты симфонического оркестра». Графических изображений движения мелодии или ее настроения с помощью средств выразительности графики или живописи – линий, пятен, штрихов, цветаи т.п.;

г) выполнение заданий творческого направления на выбор учащихся: составление кроссвордов, ребусов, написание стихов,сказок, рефератов и т.д. по изучаемой теме.

Выполнение домашней работы – важная часть учебного процесса. К ее организации  предъявляются  следующие требования:

1) Домашнюю работу давать последовательно с учетом возрастных особенностей учащихся.

Практические наблюдения показывают, что на начальном этапе обучения домашние задания не так эффективны и порой трудновыполнимы из-за отсутствия на данный период каких-либознаний и умений по предмету. Поэтому, лучше задавать домашнюю работу после того, как учениками освоены первоначальныезнания, умения и навыки. По словам Н.К.Крупской: «Нужно, чтобы ученику была понятна цель задания и эта цель воодушевляла бы его … Чем младше возраст, тем интереснее должно быть само задание […] » [11,с.511-515].

2) Домашняя работа должна увлечь ребенка. По Н.К.Крупской: «… самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль»[11,с.511-515].

Использование интересных, творческих форм работы способствует повышению мотивации к учебной деятельности  по предмету, заинтересованности учащихся к его изучению и в какой-то степени облегчает выполнение работы.

3) Домашние задания, нужно давать систематически, в противном случае учащиеся  привыкают к нерегулярности «домашних уроков», и в дальнейшем с неохотой выполняют домашнюю учебную работу. А в каникулы, праздничные и выходные дни, домашние задания лучше вообще не задавать. «Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.[2]

4)Домашнюю работу давать с учетом уровня развития учащихся, их индивидуальных качеств и способностей. Она должна быть понятной и доступной. Ученик должен точно знать, что ему предстоит делать и как он это сделает. Полезно использовать предварительные разъяснения и  показ примера выполнения домашнего задания.Опыт работы показывает, что если домашняя работа не по силам ученику и вызывает  вопросы по его выполнению, то оно будет сделано частично или вовсе не сделано, и соответственно не принесет ожидаемых педагогом результатов в учебном процессе. Причина, по мнению И.П.Подласого в том, что  «… на объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, […],не указывают пути их преодоления… Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный  подходы к определению объема и характера домашних заданий […]» [12,с.237].

5) Также важно учитывать, что учащиеся перегружены в общеобразовательной школе и домашние задания по музыкальной литературе и слушанию музыки не должны быть слишком трудными и объемными.

6) Задание на дом, как правило, должно вытекать из пройденного урока. Оно должно стать не только его продолжением и закреплением, но и  подготовкой нового урока.

7) Важным моментом является систематическая проверка, и оценка педагогом  самостоятельно выполненных домашних работ учащихся. Н.К.Крупская отмечала: «…отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности» [11,с.511-515].

Выбор же форм контроля зависит от содержания, целей и видов домашнего задания.  Положительно то, что при проверке домашней работы педагог определит уровень усвоения предмета и  обратит внимание на ошибки, недочеты учащихся, даст рекомендации по их устранению и наметит пути улучшения  качества учебно-воспитательной работы.

8) Для самих учащихся немаловажна демонстрация их домашних работ перед одноклассниками. Это позволит им почувствовать успех, «маленькую победу над самим собой» (по Сухомлинскому). В конечном результате это повысит их самооценку, ответственность, инициативу, интерес к предмету и к выполнению домашних  заданий.

Таким образом, тщательно планируя урок и подбирая «правильные» домашние задания, преподаватель побуждает учеников к активной учебной деятельности, к самостоятельному поиску знаний, формирует стремление учащихся к познанию предмета, успеху и к получению хорошей  оценки.

 

1.3.Дидактические функции домашней работы

Домашняя работа выполняет важные дидактические функции обучения, воспитания и развития.

1. Обучающая функция – закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любой навык считается усвоенным лишь после нескольких отработок и повторений, направленных на его закрепление. Количество упражнений зависит от индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Но при этом важно знать и следовать словам педагога-новатора  В.А.Сухомлинского: «Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества, – таким будет обучение моих питомцев»[3].

2.Развивающая функция - формирование навыков самостоятельного выполнения заданий. Условием реализации данной функции являются:

а)умениеучащихся организовать себя, самостоятельно планировать, распределять свое время и вовремя себя контролировать;

б) овладение навыком работы с материалом учебника (умение выделить ключевые моменты, понятия, составить план и рассказ по нему без опоры на учебник);

в)«развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала…»[12,с.236]. А также самостоятельный поиск знаний, решений, ответов.

Здесь будет уместна цитата А.С.Макаренко из его «Педагогической поэмы»: «… Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время…»[4].

3. Воспитательная функция - воспитание личностных качеств является одной из важнейших функций домашней учебной работы. Систематическое выполнение учащимися домашнего задания способствует воспитанию в них чувств добросовестности, усидчивости, аккуратности и трудолюбия. Главным условием реализации данной функции является активное участие в ней учащихся, когда они с интересом и творчески подходят к выполнению  домашней работы. Но следуя утверждениям А.С.Макаренко, необходимо помнить, что «… нельзя основывать все воспитание на интересе …. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать  и неприятную работу, и скучную  работу…»[4]. Необходимо научить детей в процессе домашнего задания выполнять не только интересные или легкие  для них задания, но и такие, которые не вызывают особого удовольствия, содержат более сложные элементы и важны  в учебном процессе.

Таким образом, в современных условиях обучения реализация данных дидактических принципов с одной стороны, и четко продуманная и запланированная домашняя работа с другой, призваны на практике, создавать условия для повышения эффективности обучения, развития познавательных, творческих способностей учащихся.

 
2 глава.  Специфика и значение домашних заданий
 в учебном процессе ДШИ
 
2.1.Классификация домашних заданий по музыкальной литературе
 

Важнейшая задача преподавателя – формирование у учащихся положительного отношения к обучению в процессе выполнения домашней работы. Поэтому так важно, чтобы домашнее задание было не только полезным, содержало разнообразные виды деятельности, но и доступным, увлекательным, с элементами творчества, и чтобы дети всегда с желанием его выполняли в ожидании своих «маленьких побед».

В практике детской школы искусств используются следующие виды домашнего задания:

-индивидуальная;

-групповая;

- парная;

- единая (одна на весь класс);

-дифференцированная;

- творческая

Рассмотрим каждую из этих форм организации домашней работы обучающихся на примерах домашних заданий по музыкальной литературе.

Индивидуальная учебная домашняя работа.

Носит индивидуальный характер, рассчитана на самостоятельное выполнение домашнего задания. Каждый ученик получает свой персональный вопрос или задание по материалам урока на карточках и выполняет его в тетради. Сильным ученикам задаются более сложные задания. Данный вид домашней работы дает возможность каждому проявить свои знания, способности, учащиеся имеют возможность поделиться своими  умениями. При такой форме домашнего задания педагогу легко проверить, насколько усвоен материал урока  каждым учеником, и определить пути устранения недочетов   по отдельным темам.

Примеры. Кто любит и хорошо рисует – делает рисунки к прослушанной музыке; кто работает с компьютером - готовит презентацию; успевающим ученикам предлагается подготовить сообщение или реферат с использованием дополнительной литературы, на выбор каждого дается составление кроссвордов, ребусов и т.п.

Групповая учебная домашняя работа.

Класс предварительно делится на группы. Каждая из группполучает и выполняет специальное задание, являющееся частью общего задания и направленная на получение общего результата. Например, при изучении биографии  И.Баха одна группа готовит материал о первом Веймарском периоде жизни и творчества композитора, вторая - о Кетенском и третья - о последнем периоде - Лейпцигском.Следует знать, что такие задания учат детей работать в коллективе. С другой стороны - готовят их к восприятию нового урока. Но подобные задания лучше давать заранее, чтобы учащиеся успели найти  и поработать с материалом.

Парная учебная домашняя  работа.

Работа в парах – это выполнение домашнего задания двумя учениками, также направленная на получение общего результата. Если при изучении материала на уроке учащиеся объединяются в пары «сильный - слабый», «средний - слабый», то при выполнении домашнего задания лучше объединяться  в пары    «слабый - слабый», «сильный - сильный». Такая форма организации домашнего  задания поможет  проявиться индивидуальным возможностям учащихся и повысит мотивацию к предмету[5].

Примеры: ученики задают друг другу подготовленные дома вопросы, или загадывают друг другу загадки, ребусы. К словарному диктанту каждый из пары пишет на карточке объяснение изучаемых терминов, но с ошибками или с пропущенными ключевыми словами. Задача – при проверке домашней работы на уроке обменяться карточками и выполнить данные задания.При изучении биографии композитора один учащийся  придумывает «миф», а другой готовит «правду» о его жизни. Это способствует возникновению не только диалогав парах, но и совместного обсуждения фактов из жизни композитора.

Единая  (одна домашняя работа на весь класс). 

Обычный и самый распространенный вид домашней работы в процессе,которого отрабатываются различные навыки и формируются  умения. Недостаток данного вида работы – не развиваются творческие способности учащихся.[6] Например, законспектировать и подготовить к пересказу биографию композитора, ответить на вопросы в конце параграфа по пройденной теме, повторить записи в тетради, составить план по пройденной или новой теме и рассказать тему  без опоры на учебник и др.

Дифференцированная учебная домашняя работа.

Этому виду домашних заданий мы уделим отдельное внимание в нашей работе. «Дифференциация» в переводе с латинского - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности»[7]. Известно, что в одном классе естьучащиеся успевающие, старательные, участники различных олимпиад и учащиеся,слабые по успеваемости или по здоровью. Поэтому «основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому» и развивать способности «сильных»[7].

Важно помнить, что дифференцированное – не то же самое, что индивидуальное задание. В чем разница между индивидуальной работой и дифференцированным домашним заданием? Индивидуальная учебная домашняя работа исключает выполнение домашнего задания в группе или в паре, только индивидуальным путем. Задается всем учащимся без исключения и успевающим, и слабоуспевающим. Соответственно задания подбираются с учетом уровня развития учащихся, их наклонностей и способностей.

Дифференцированные задания, как правило, включают несколько вариантов заданий, с тем, чтобы ученики могли возможность выбрать и выполнить один из доступных им вариантов. Задания повышенной сложности для успевающих и задания, для неуспевающих и  менее активных учащихся, устраняющие пробелы в их знаниях. При этом сильные ученики освобождаются от выполнения обязательного домашнего задания. Дифференцированные задания углубляют знания учащихся, развивают  их наклонности.

Таким образом, при планировании дифференцированного домашнего задания необходимо учитывать:

А) объем, время выполнения и соотношение с заданиями по другим предметам;

Б)интересы, познавательную активность ребенка;

В) уровни сложности дифференцированных заданий, где:

1-й уровень:выполнение домашних заданий требующих усвоения знаний                 в пределах образовательного стандарта, на оценку 3-4. Значения  музыкальных терминов, анализ средств выразительности в пьесах, строения музыкальных произведений, подготовка темы к пересказу, разработка конспекта по тексту параграфа,ответов на вопросы, плана по теме урока, выражение содержания музыки разными эпитетами,в поэтическом слове, ритмическом движении, рисунке  и т.п.

2-й уровень: выполнение домашних заданий более объемных и  выходящих за пределы образовательного стандарта, на оценку 4-5. Это могут быть мини-конкурсыв рамках урока, которые требуют предварительной подготовки дома: конкурс «Лучший знаток танцев», «Любимый детский альбом», сочинение вариаций на мелодию русской народной песни, подголоскови т.п.

3-й уровень: выполнение домашних заданий требующих творчества и  принятия  самостоятельного  решения, на оценку 5.

Например, составление музыкальных головоломок, презентаций, изготовление поделок к урокам (чучело масленицы, щиты русских и татаро-монгольских воинов, музыкальных инструментов из подручных материалов), подготовка рефератов, сообщений, выступлений на  заданные темы «Мир без музыки», «Мой любимый автор» и т.п., используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты из биографии композитора, составить свой вариант теста или кроссворда к новой  или пройденный  теме, музыкальным примерам и т.п.»[8].

Творческие задания  для домашней работы.

Творческие задания развивают творческие способности, воображение, мышление детей. Они представляют для них особый интерес. Но давать такие задания необходимо заранее, с учетом времени на поиск и подготовку материала, и с учетом того, что творческие задания выполняются добровольно. В рамках творческих заданий учащиеся могут сочинить сказку в форме рондо, разработать сборник интересных музыкальных фактов, список терминов (по темам учебного предмета), подготовить пантомиму, инсценировку песни, составить афишу «В музыкальном театре», «Жемчужины фортепианной миниатюры» или программу концерта из произведений, пройденных композиторов, сообщение о любимом композиторе или исполнителе, нарисовать эскизы костюмов оперных или балетных персонажей и т.п.

« […]Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, …, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту. […]Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.[…] Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха…» Видя, как ценится его самостоятельная мысль, творческий поиск, ребенок  начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.

Таким образом, выполняя подобные виды домашнего задания,  учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, обогащают свои познания, развивают в себе организованность, самостоятельность, творческий потенциал.[9, 10].

 

2.2.Систематизация форм домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам в детской школе искусств

В процессе обучения решается важный для каждого педагога вопрос – как добиться эффективного усвоения и закрепления  в сознании учащихся материала в  курсе того или иного предмета. Неотъемлемым звеном обучения является подготовка учащимися  домашнего задания.

Важно, чтобы учащийся, выполняя домашнюю учебную работу, научился самостоятельно без помощи взрослых находить и применять на практике знания, разбираться в разных понятиях и терминах, сознательно изучать материал и т .п. Актуальным является, как было уже отмечено, не только четкая организация внеаудиторных самостоятельных работ учащихся, но и систематизация различных форм домашнего задания, применяемых педагогом непосредственно на практике, с целью повышения эффективности преподавания.

Многие педагоги-практики используют различные формы организации домашней работы, которые можно сгруппировать - классифицировать по дидактическим задачам:

1.Для повторения, закрепления и систематизации знаний на практике  мною применяются  следующие формы домашнего задания:

- работа по конспектам занятия (повторить, выделить главное, подготовить к пересказу);

- работа с материалом учебника,  дополнительной литературы, интернет-источников (разработать конспект  по тексту учебника,  ответить на вопросы,  подготовить дополнительный материал по интернет ресурсам и выступить на уроке);

- составление плана по теме урока;

-  подготовка развернутых письменных или устных ответов на заданные вопросы;

- составление таблиц (анализ выразительных средств произведения, танцы и их характеристика, даты и события из биографии композитора, композиция оперы, «Жанры народных песен», сравнительные таблицы «Песня и романс», «Народная, городская песни и канты» и т.д.);

- кроссвордов («Жанры инструментальной музыки», «Выразительные средства музыки»; «Оперное творчество Н.Римского-Корсакова», «Старинная танцевальная сюита», «Жанры народных песен»)

- тестов или вопросов к изучаемой теме («Жизненный путь композитора …», «Инструменты симфонического оркестра», «Симфоническое творчество М.Глинки», «Жанры фортепианной миниатюры в творчестве романтиков»);

- словарей терминов (музыкальные жанры; музыкальные стили, средства выразительности музыки);

- рисование иллюстраций к прослушанному музыкальному произведению («Весна» и «Осень» Г.Свиридова, Р.Шуман «Пьеро» и «Арлекин», С.Прокофьев «Дождь и радуга»;

- работа с карточками: заполнить текст,  пропущенными по смыслу словами, исправить допущенные ошибки, дописать фразы,  упорядочить предложенный текст, соответственно хронологии событий .

2. Домашние задания  для  формирования знаний и умений:

- выполнение работ или заданий по предложенному образцу (анализ музыкального сочинения по плану; составить рассказ о музыкальном образе а) с чем он связан и б) какие выразительные средства участвуют в его создании);

- решение вариативных заданий;

- решение тестов, кроссвордов, ребусов (на знание терминологии, на  знание поэтов, на знание названий произведений, музыкальных жанров, видов оркестра);

- подготовка сообщений, рефератов на заданные темы:например,«Авторская песня. Любимый бард», «Р.Шуман – композитор и музыкальный критик», «Жанр ноктюрна в фортепианной музыке», «Исполнительское творчество Ф.Листа»)

- подготовка мультимедийных презентаций (биография композитора, жанры в творчестве композитора …, инструменты симфонического оркестра, виды хоров, певческие голоса и т.д.).

3. Домашние задания для углубления знаний:

-прослушивание в домашних условиях музыкального материала или его фрагментов, рекомендованных программой для ознакомления (А.Бородин квартет №2, 3 часть «Ноктюрн», М.Глинка «Арагонская хота», номеров из оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин», «Валькирия», финал «Прощальной» симфонии Й.Гайдна и т.п.)

- проигрывание  или пропевание  музыкальных  примеров (тем симфоний, сонат Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, фрагментов песен Ф.Шуберта, романсов М.Глинки, арий из опер В. Моцарта, А.Бородина и др.);

- составление тонального плана произведения (например, сонатного цикла  или другого типа крупной формы, фортепианных миниатюр Ф.Шуберта: «Музыкального момента» фа минор, вальса си минор);

-подбор музыкальных примеров (по темам: настроение в музыке, времена года, характер человека, сказка в музыке и т.д.)

- иллюстраций, стихов, цитат или высказываний потеме урока (например, природа в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, времена года в творчестве А.Вивальди, голоса птиц в музыке русских и зарубежных авторов);

- мини-сочинение о понравившемся произведении или композиторе («Когда я слушаю …..», «Мое любимое произведение»);

- сочинение-сравнение (сравнить кантату и ораторию, вальсы Шуберта и Шопена, полонезы и мазурки Шопена, темы русских и крестоносцев из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» и т.п.);

 

2.3. Исследование роли домашних заданий в учебном процессе Бардымской ДШИ

В рамках изучения сущность и роли домашней работы в учебном процессе детской школы искусств нами было проведено исследование в форме анкетирования: родителей, учащихся, педагогов, направленное на выявление положительного и отрицательного отношения к выполнению домашнего задания (далее д\з).

Респондентам были предложены анкеты со следующими вопросами.

Анкета № 1

Анкета для родителей учащихся «БардымскойДШИ».

Задача: выявить заинтересованность  родителей  к выполнению д\з детей.

Общее количество анкетированных - 15

Вопросы анкеты №1

1.От кого исходит инициатива к выполнению д\з?

а) от родителей;  б) от ребенка; в)по разному

2.Самостоятелен ли ребенок при выполнении д\з?

а) да;  б) нет;  в) иногда;  г) по разному

3.Испытывает ли  он какие-то затруднения?

а) да; б) нет; в) иногда;  г) зависит от сложности д\з

4.Контролируете ли вы  выполнение д\з?

а)  регулярно;  б)  иногда;  в) не контролирую вообще

5. Проверяете ли вы  выполнение  д\з?

а) да;   б) время от времени;  в) доверяю ребенку;  г)  не хватает времени

Анкета № 2

Анкета для  учащихся 3-4 классов «БардымскойДШИ».

Задача: выявить заинтересованность учащихся к выполнению д\з.

Общее количество анкетированных– 15

Вопросы анкеты №2

1. Нравится ли тебе  предмет «Музыкальная литература»?

2. А чем не нравится ?

3. Как,  по-твоему,  нужны ли д\з по этому предмету?

4. Нравится ли тебе  выполнять д\з?

5. Регулярноли ты их выполняешь?

6. Самостоятельно или с родителями ты выполняешь д\з?

7. Испытываешь ли ты сложности при выполнении  д\з?

8. Какие задания любишь выполнять больше всего?

 

Анкета №3

Анкета для преподавателей «БардымскойДШИ»

ТО, ХГО, ХО, ОНИ и ФП отделений.

Задача: выявить организацию  преподавателями д\з учащихся.

Общее количество анкетированных - 10

Вопросы анкеты №3

1. Всегда ли вы задаете д\з по своему предмету?

2. Вы планируете д\з?

3. Учитываете ли вы возраст, возможности и способности учащихся?

4. Предлагаете ли вы  д\з на выбор, творческие задания?

5. Д\з задаете прямо на уроке или со звонком?

6. Даете ли вы «инструктаж» по выполнении.д\з?

7. Рассчитываете ли вы объем д\з?

8. Всегда ли вы  проверяете выполнение д\з?

9. Какие формы контроля д\з вами используются?

10. Несколько пожеланий родителям.

Результаты анкетирования отражены в приведенных ниже таблицах.

Анкетирование родителей учащихся «БардымскойДШИ».

Таблица к анкете  №1

Вопросы

От род – й

  От реб-ка

По разному

Др. вар. Ответов

1

От кого исходит инициатива к выполнению д\з?

 

-

 

11

 

 4

 

        -

 

 

 

Да

 

Нет

 

Иногда

 

 

2

Самостоятельно ли ребенок выполняет д\з?

  10

    -

5

-

3

Осуществляется  ли контроль с вашей стороны над выполнением д\з?

 

      6

 

   4

 

 

    5

 

        -

4

Проверяете ли вы д\з систематически?

 

5

 

 

     -

 

    3

 

Доверяю ребенку

7

 

Опрос родителей показал:

а) инициатива к выполнению д\з полностью исходит от детей;

б)выполняются они детьми  в основном самостоятельно, без помощи со стороны родителей – 10-ть из 15-ти родителей ответили на этот вопрос положительно;

в) регулярный контроль и проверки д\з осуществляются лишь половиной опрошенных. Во многом родители доверяют и полагаются на своих детей.

Таким образом, с одной стороны мы видим, что дети проявляют самостоятельность и ответственность при выполнении домашних работ. С другой стороны, родители в силу каких-то причин не так заинтересованы в домашних уроках,  а значит в учебе и успехах своих детей.

Поэтому уместны следующие рекомендации родителям:

Во избежание ошибок, недочетов и пробелов  в учебе своего ребенка, в  усвоении им материала пройденного урока следует не только доверять  ребенку, но регулярно контролироватьвыполнение д\з.Необходимо давать ребенку полезные советы, чаще хвалить, а в трудные моменты, когда об этом просит сам ребенок –помогать с домашней работой, объясняя и показывая образцы его выполнения. Подобное содружество родителей и детей при выполнении д\з способствует укреплению между ними взаимопонимания,а в ребенке уверенности в своих возможностях и повышению положительных результатов в его учебе.

Анкетирование учащихся 3-4 классов «БардымскойДШИ».

 

Таблица к анкете  №2

Вопросы

Да

Нет

Иногда

Др. вар. Ответов

1

Нравится ли тебе предмет «Музыкальная литература»?

10

-

-

-

2

Чем не нравиться предмет?

 

-

-

-

Задают много д\з

5

3

Нужны ли д\з по предмету «Музыкальная литература»?

13

2

-

-

3

Нравится ли тебевыполнять д\з?

8

1

5

По разному

       1

4

Регулярно ли ты выполняешь д\з?

12

2

По разному 1

-

5

С кем ты обычно выполняешь д\з?

С род.

     1

сам          11

по разн.

3

-

6

В чем сложность  выполнения  д\з для тебя?

-

12

 

-

3

Нет материала,  слож. Термины

 

В ходе данного опроса  учащихся было установлено:

а)что предмет «Музыкальная литература»нравится 10-ти из 15-ти опрошенным. Пятеро на вопрос «чем не нравится предмет» ответили, что задают  много д\з;

б)13 учащихсяосознают необходимость д\з, они  положительно ответили на этот вопрос;

в)12  -выполняют его регулярно, не испытывая никаких  сложностей;

г)11–делают д\з без помощи родителей;

д) и лишь 8-мь учащихся делают домашние уроки с желанием.

Мы видим, что дети осознают важность д\з в учебном процессе, хотя не все любят его выполнять, а  лишь половина анкетированных учащихся.Во избежание подобного отношения к д\з, а также случаев невыполнения или недовыполнения д\з надо увлекать ребенка интересными, творческими заданиями, тем самым, настраивая их на положительное отношение к домашней работе. В приведенной анкете именно творческие задания привлекают детей больше всего в домашних заданиях. Как правило, это кроссворды, ребусы, загадки, рисунки, музыкальные сочинения.

Почти половина опрошенных выполняет д\з самостоятельно, не испытывая трудностей. Возможно, это связано с чрезмернойлегкостью д\з. В связи с этим не следует намеренно усложнять или облегчать домашнюю работу. Важно движение вперед, дальнейший рост учеников. Но и увеличивать объем заданий тоже не рекомендуется. Должна соблюдаться определенная «доза» домашнего задания.

Наконец, 11 опрошенных ответили, что делают домашние задания по музыкальной литературе самостоятельно, что свидетельствует скорее о том, что родители не проявляют должного внимания к выполнению домашних заданий  детей. Выводы и  рекомендации по поводу данной проблемы были сделаны в ходе опроса родителей.

 

Анкетирование преподавателей «БардымскойДШИ».

 

Таблица к анкете №3

Вопросы

Да

Нет

Др. вар. Ответов

1

Всегда ли вы задаете по своему предмету д\з

10

-

-

2

Учитываете ли вы возраст, возможности, способности учащихся?

10

-

-

3

Предлагаете ли д\з на выбор, творческие?

9

1

-

4

Даете ли инструктаж по выполнению д\з?

9

-

Иногда

1

5

Рассчитываете ли вы объем д\з?

9

-

Не всегда1

6

Вы всегда проверяете выполнение д\з?

10

-

-

 

С преподавателями школы было также проведено анкетирование по теме исследования. Проанализировав ответы, нами были сделаны следующие выводы:

1) все опрошенные преподаватели систематически задают д\з;

2)обязательно учитывают возрастные особенности детей, просчитывают объем д\з. 9 из 10-ти опрошенных дают объяснения по его выполнению и как положено, в обязательном порядке проверяют выполнение д\з, используя различные методы стимулирования за регулярное и правильно выполненное задание. Это обязательное выставление положительной  оценки, похвала, подбор интересных нетрадиционных заданий,  слова благодарности и  в адрес родителей.

3)9 из 10-ти опрошенных преподавателей предлагают на выбор ученикам  разные варианты заданий, в том числе и творческие задания. Причем делают это не только теоретики, но и преподаватели по классу фортепиано и баяна. К примеру, придумать к пьесе по специальности музыкальный образ, описать его подходящими эпитетами, выразить эмоциональное отношение к пьесе в рисунке, стихотворении, принести информацию об авторе.

4) на вопрос  о формах контроля были даны следующие варианты ответов:

- контакт с родителями (один преподаватель по классу баяна и один ХО);

- словесное объяснение, проигрывание, анализ домашней работы и результатов, видеозапись (преподаватель по классу баяна);

-письменный индивидуальный опрос, устный фронтальный, выборочная проверка, взаимопроверка (четыре преподавателя: 2- ТО, 2-ХГО).

Пианисты на данный вопрос не ответили.

По результатам опроса преподавателей детской школы искусств, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

-выбор способов контроля д\з  зависит от форм работы индивидуальной или групповой;

-для преподавателей-теоретиков использовать и такие способы проверки как: расспрос у доски, выполнение аналогичного задания, использование индивидуальных карточек, самоконтроль;

-пианистам и баянистам найти в интернете разные  способы проверки д\з, активно применять их в своей работе и  поделиться данным опытом  со своими коллегами.

В заключение этого раздела исследования хочется привести цитату Ж. Сименона, которую должен помнить каждый педагог: «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают  в родителей.

 

Заключение

В процессе работы над данной темой нами были:

а) изучены теоретические основы домашней работы как формы организации самостоятельной учебной деятельности;

б) сформулированы  дидактические функции домашних заданий;

в) приведены различные классификации видов и типов домашних заданий;

г) систематизированы из опыта работы формы домашних заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам в детской школе искусств и смоделированы различные типы домашних заданий для предмета «Музыкальная литература».

О необходимости и важности домашнего заданияв учебном процессе говорят и результаты проведенного нами опроса.

В результате изучения роли домашней работы в учебном процессе ДШИ мы пришли к выводу, что домашняя работа – неотъемлемая часть  обучения музыке, и шире – любому виду искусства.

Современные дети не очень любят традиционные типы домашней работы, сильно загружены, им некогда, поэтому задания должны быть ясными, четкими, современными, с использованием ИКТ. Домашнее задание – это, прежде всего интерес и творчество, как учеников, так  и учителя.

 

Список литературы

Интернет-документы:

1. Родители против домашних заданий. Почему ведущие школы США  отказываются загружать школьников домашними занятиями?/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lancmanschool.com/protiv-domashnix-zadanij/

2. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»/[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/dopustimye_normativy_vypolneniya_domashnih_zadanij_dlya_uchawihsya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij1).

3. С. Соловейчик «Учитель Сухомлинский и его новая книга» «Комсомольская правда», 1969 год, 18 сентября»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://ps.1september.ru/article.php?ID=200601809

4.Макаренко А.С. 15 цитат из «Педагогической поэмы»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://eksmo.ru/interview/15-tsitat-iz-pedagogicheskoy-poemy-antona-makarenko-ID5034139/

5. Мальшакова Н.П. «Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава»/[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota

6. Виды домашних заданий/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://gigabaza.ru/doc/73142.html

7. Дифференцированное домашнее задание/  [Электронный ресурс].  Режимдоступаhttp://gpodol-school.ucoz.ru/publ/differencirovannoe_domashnee_zadanie/1-1-0-5

8. Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания  в начальной школе / [Электронный ресурс].  Режимдоступаhttp://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1376418.html

9. Реферат на тему: «Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили»/ [Электронный ресурс].Режимдоступа

https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-186099

10. Дифференцирование домашней работы / [Электронный ресурс].  Режимдоступаhttps://vuzlit.ru/485150/differentsirovanie_domashney_raboty)

Монографии:

11. Крупская Н.К.«Методика задавания уроков на дом» […] (1931г.Пед.соч.; том 3, страница 511-515)

12. Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов – 100ответов: учеб. Пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. –с. 236-237

13. Подласый И.П.  Педагогика. – М., 1996. – с.390

Статья из журнала:

14. Исакова Т.Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» //Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». –  Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева, 2009. - с.61

 

 
Дата последнего обновления страницы 15.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»